Впечатления от семинара Дэвида Свенсона.
Автор: Тим Наворита.
«Удовольствие», возможно, не первое слово приходящее на ум, когда вы думаете об аштанга-виньяса йоге. Каждый, кто практиковал эту физически требовательную йогу, знает, что выполнение даже «Приветствия солнцу» в начале практики, может быть довольно непростым. И каждый, кто когда-либо проходил через полную Первую серию, или пытался делать Вторую, понимает, о каком усилии и выносливости идёт речь.
Однако, получение удовольствия от практики это именно то, на что Дэвид Свенсон вдохновил нас на своём семинаре. Для Дэвида, практикующего аштангу-йогу около 27 лет, наслаждение практикой — это ключ к её поддержанию, способ пожинать плоды затраченных усилий. Эти плоды включают в себя свободный и спокойный ум, улучшение концентрации, осознанность, и более уравновешенный и положительный настрой, который позволяет плыть по реке жизни лёгко и непринуждённо.
— Главная мысль, которой я хочу поделиться с людьми об аштанга-йоге — Просто получайте удовольствие! — говорит он.
— Я не хочу, чтобы люди были обеспокоены своей практикой. Я бы хотел, чтобы они были проще, и не беспокоились об идеальном выполнении. Найдите в практике удовольствие и будьте счастливы.
Осознанность
Это не значит, что практиковать надо бездумно или легкомысленно. Чтобы найти удовольствие, вам нужно сконцентрироваться, нужно углубиться в практику. Дэвид говорит:
— Вы можете заниматься йогой или закручивать себя в позы, но смысл йоги не в форме или достижении разных уровней асан. Смысл аштанга-йоги в объединении, синхронизации дыхания, движения, бандх (энергетических замков), и дришти (взгляда), выполняемых одновременно с сохранением спокойной концентрации, что освобождает ум для движения за пределы асаны, в глубокое осознание текущего момента. Если у вас совершенная по форме поза, но вы не можете удерживать концентрацию и привнести её в свою повседневную жизнь, то это НЕ йога.
Дэвид заметил, что многие жители Запада слишком буквально понимают аштанга-йогу. Они смотрят на каждую новую серию асан, как на что-то лучшее чем предыдущая, как на новый шаг, приближающий к самадхи или абсолютной осознанности. Естественно, они подходят к практике как к карабканью по лестнице: первая серия, вторая серия, продвинутая А, продвинутая Б, и.т.д. Они думают: чем выше уровень, тем лучше йог или йогиня, которые достигли его.
Однако в понимании Дэвида разные асаны и разные уровни практики — это всего лишь трюк, позволяющий поддерживать наш интерес к практике.
— Что, если бы, — размышляет он, — Что если бы вся практика заканчивалась на Приветствиях солнцу? Или после стоячих поз? Или даже на Навасане (середина первой серии)? Многие ли из Вас были бы здесь сегодня? Многие ли продолжили бы заниматься Аштангой? А если бы Вы закончили все уровни, и овладели вообще всеми позами? Куда бы Вы двигались далее? Что бы Вы делали? Скорее всего Вы вернётесь к самым азам практики, для того чтобы понять, что же было упущено. И тем, что было упущено, окажется самая суть практики: глубокая осознанность каждого дыхания, каждого момента.
Всё это заложено уже в Первом приветствии солнцу, — говорит он, — «Продвинутость» практики заключена не в позах: она заключена в осознанности и в том, как вам удаётся привнести эту осознанность в вашу повседневную жизнь.
Для Дэвида йога — это инструмент развития осознанности, и для улучшения качества жизни. «Моя практика делает мою жизнь проще, даже если жизненные обстоятельства делают мою практику сложнее. Йога полна жизненных уроков. Ваш подход к практике может многое рассказать о вашем подходе к жизни. Например, что вы делаете с позой, которая вам не нравится? Не начинаете ли вы быстро дышать в ней, только бы всё побыстрее закончилось. Не пропускаете ли вы её совсем? Или же вы стараетесь дышать в ней ровно и глубоко, также, как в ваших любимых позах?»
В дыхании — жизнь.
Как говорит Дэвид, краеугольный камень практики Аштанги — это дыхание. Как и сама жизнь, практика начинается с вдохом, когда вы поднимаете руки в первой виньясе Сурья Намаскар А. И также завершается с выдохом в Шавасане или позе трупа. Каждое дыхание — это новое мгновение жизни, и практика состоит в том, чтобы научиться видеть эту новизну.
— В виньясе (динамической последовательности поз) дыхание и движение составляют одно неразрывное целое, — говорит Дэвид, — Мы вплетаем их в ткань нашей практики, в гобелен, где они сплетаются настолько тесно, что между ними уже нет никакого различия. Вот где мы находим йогу.
Следовательно, практика заключается не в том, насколько тяжело вы работаете, а насколько легко. Не в больших мощных движениях, а в точных, экономных и сохраняющих энергию.
Дэвид объясняет, что трюк в том, чтобы работать энергетически, а не мускулами, расслабляться в момент приложения наибольших усилий. Тогда движение вместо того, чтобы быть дерганным, форсированным, прерывистым, становится мягким лёгким и текучим, и вы парите через практику, с такой же лёгкостью, как некоторые обитатели океана парят в своей родной стихии.
Конечно при этом вам постоянно нужно поддерживать дыхание Удджайи (с характерным горловым звуком), Мула бандху (сокращение мышц тазового дна), Уддияна бандху (подтягивание мышц внизу живота и диафрагмы). Вы должны также использовать Дришти (направление взгляда), и уделять должное внимание выравниванию и технике (высокое положение таза в виньясах, плечи в треугольнике). Так что Аштанга — это «не так-то просто». Но именно эти вещи делают её столь эффективной для улучшения концентрации и углубления осознанности.
Аштанга — для всех и для никого.
Может сложиться ощущение, что Аштанга-йога – это такая суровая йога, которая подходит только молодым, гибким и сильным людям. Но Дэвид Свенсон думает иначе:
— Аштанга не для всех,- говорит он, — Некоторым людям она может не понравиться. Но она для всех, кто хочет ею заниматься. Вы знаете кто обычно больше и дольше всех занимается Аштангой? — спрашивает он,
— Это люди в возрастном промежутке от 30 и до 50 лет. Далеко не 20-летние ребята, которые обычно ассоциируются с практикой. С возрастом люди становятся более способными к концентрации.
Чтобы сделать Аштангу доступной для тех, кто, возможно, не может выполнять каждое движение в его предписанной форме, Дэвид даёт облегчённые варианты: «чтобы каждый мог получать удовольствие и наслаждаться практикой». Например, если вы не можете пробросить ноги вперёд в виньясе, то вы можете подпрыгнуть к ногам, а затем шагнуть вперёд, или протолкнуть их. Если вы не можете приподняться и пробросить ноги назад, то вы можете просто приподнять себя (или хотя бы попытаться), а затем перекатиться вперёд и потом уже отбросить ноги. Если вы не можете выполнять позу собаки мордой вверх с полностью прямыми коленями, то вы можете выполнять её с коленями на полу.
Практичный подход Дэвида к практике Аштанги вылился в семинар, наполненный практической и очень полезной информацией. К примеру, он показал, что для того чтобы плавно пробросить ноги вперёд из позы собаки мордой вниз, нужно наклонить таз вперёд и вниз и поднять бёдра вверх как только вы оттолкнулись прямыми ногами. Обычная тенденция — это ронять бёдра, подбирать таз, и сгибать ноги. Также, вместо проталкивания ног вниз, он предложил задействовать бандхи для сопротивления падению ног. «Как канат, удерживающий тяжёлый груз». Через практику этих «принципов полёта» и работу с партнёром, помогающим держать таз и бёдра высоко, мы почувствовали, что наши пробросы стали гораздо проще и мягче.
Аналогичным образом в пробросах ног назад мы работали над противодействующими силами, толкая руки вниз и поднимая колени вверх к груди, опуская голову. Потом, сдвигая взгляд вперёд и разогнув ноги назад, вы легко можете оказаться в чатуранга дандасане (конечное положение проброса). С помощью партнёра очень легко по меньшей мере понять смысл того, как это работает. Дэвид заметил, что даже если мы не можем «сгруппироваться» и отбросить ноги назад, то усилие, совершаемое для того, чтобы приподняться со временем разовьётся в полноценное движение. Повторение — это ключ к успеху в Аштанге.
Его подход к обучению и к правке также очень прагматичен. Он показал нам, как мы можем приложить принцип «противодействующих сил», когда правим других, чтобы помочь им безопасно углубить позу.
Дэвид наделён очень спокойным, но острым чувством юмора, что сделало его семинар очень лёгким для восприятия, даже во время интенсивной работы. Его спокойные техасские манеры давали нам возможность чувствовать себя нормально, если мы не делали полных пробросов между позами сидя, или делали облегчённый мост вместо Урдхва Дханурасаны, или даже не делали каких-то упражнений. «Главное — это практиковать на уровне соответствующем нашим сегодняшним возможностям, чтобы мы могли сфокусироваться на дыхании, и найти лёгкость в усилии».
«Вызов повышает осознанность, но это не значит, что мы постоянно должны испытывать боль, или искать её. Слишком часто западные студенты йоги перенапрягаются от того, что они не чувствуют удовлетворения от лёгкой позы. И они всё время продолжают искать новых уровней гибкости и силы. Они превращают йогу в работу, тогда как она должна быть отдушиной. Мой идеальный йога-класс — это где каждый ученик бросает вызов своим пределам, но и не слишком парится об этом».
Надо сказать, что на этом семинаре ему это удалось.