Дерево: пустить корни

VrikshasanaКульту дерева во многих культурах придается большое значение.

В Индии  рудракша – это дерево Шивы. Его разноликие семена в виде четок и украшений носят почитатели разных божеств. Древние индийцы также верили, что в центре мира растет «ашваттха» — священная смоковница.

Дерево Боддхи, символ созерцательности, — это дерево , в семени которого при медитации и аскезе можно увидеть лицо Будды.

 У скандинавов Иггдрасиль имеет три корня: один простирается в подземный мир, другой – проходит через наш земной мир, а третий простирается в небо.  Под каждым из этих корней бьет источник, а под самим деревом стоит храм богинь судьбы. Получается, что скандинавы придавали значение выбору человека из какого источника ему пить. Из этого складывалась судьба человека.

В шаманских верованиях говориться, что в гнездах Дерева Мира воспитываются души шаманов.

Библейское древо познания стало источником изгнания Адама и Евы из рая.

Золотые яблоки вечной молодости, которые привез Эврисфею Геракл, были выращены самой богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Правда, эти три плода, добытых Гераклом, были возвращены в сады Гесперид богиней мудрости Афиной.

Дерево – это символ динамичного и непрекращающегося роста, стремления к духовному росту и познанию, связи человека со своей историей, это символ силы и мудрости.

Ассиметричные асаны.

Поза дерева в йоге относиться к ассиметричным позам среднего уровня сложности.

Вы не задавались вопросом, почему в йоге так много ассиметричных, «неудобных» поз? Если вы когда либо пытались выполнять сложные балансовые асаны, такие, например, как стойка на руках, поза скорпиона (вришчикасана) или павлина (маюрасана), я думаю вы знаете, как много мысленной концентрации и чувства «где тело сейчас» для этого требуется.

Я думаю причина наличия такого количества балансовых поз в йоге – это не только тренировка тела и нервной системы, но и возможность научиться концентрироваться и не быть суетитливым. Балансы позволяют максимально оставаться в моменте выполнения позы, понять на собственной шкуре, что такое «концентрация» и саму хрупкость и неустойчивость ее природы.  Ведь смещение тела в балансовой асане  даже на пару миллиметров ведет вас к падению. Для себя я открыла интересную вещь: способность к концентрации связана не только с суетливостью ума, но и с боле примитивными инстинктами, например, такими, как чувство страха или гнева.

Ходьба является очень сложным движением, при котором требуется слаженная работа двигательной, мозжечковой, вестибулярной, чувствительной, зрительной и других систем. Любая патология нервной системы проявляется в походке человека.

Обычный шаг включает в себя моменты баланса — когда одна нога занесена в воздухе, а вторая все еще касается земли. В момент когда ваша нога находится в воздухе, вторая половина тела должна удерживать вас от падения. В момент ходьбы и стояния на одной ноге важное значение имеют мышцы, отводящие бедро (абдукторы бедра), мышцы ягодиц и, в частности, средняя ягодичная мышца, которая поддерживает ваш таз от «падения» и сверхнагрузок на тазобедренный сустав. В позе дерева мы тренируем эти мышцы. Именно поэтому во время выполнения позы дерева важно следить, чтобы подвздошные кости таза (выступающие косточки) находились на одном уровне. В противном случае, выполнение врикшасаны лишь усугибит имеющиеся проблемы с тазобедренными и коленными суставами.

Корни.

В некоторых традициях йоги корни и привязанности к вещам — это способ стать зависимым от иллюзорного мира, а значит несвободным. В некоторых традициях считается, что йог может развиваться на пути йоги, только после того, как он отдал дань своей семье и вырастил своего сына  самостоятельным человеком. Т.е. какую бы аскезу не совершал йог, если дома его ждет голодная жена и невоспитанный сын, дорога к просветлению и прекращению череды перевоплощений ему закрыта.

Поджатые пальцы ноги

Корнями в позе дерева являются наши стопы. На последней конференции по йоге Кевин Гарднер (школа Айенгар) очень долго и скрупулезно говорил о необходимости выстраивать сначала стопы, а потом все остальное. Если вы посмотрите на фотографию стоп справа, то можно увидеть, что пальцы на левой ноге поджаты сильнее, чем на правой. И вроде как мы не задумываемся и не чувствуем этого в повседневной жизни, но от этого расположения стоп зависит то, как будут расположены и напряжены все остальные суставы и мышцы.

Пронация стопы

Второй вопрос который у меня возникает почему правая и левая части одного тела имеют эту ассиметрию, которая, уверяю вас, будет не только в стопах?

Исследуйте свои стопы в положения стоя. Если они заваливаются внутрь, или наружу, если вам сложно одновременно прижимать 3 точки (пяточную кость, мизинец и большой палец), если колени смотрят друг на друга (или врозь, а не вперед) или на внешней стороне лодыжки над пяткой возникает эдакий выступ-«балкончик» — не переходите к ассиметричным позам стоя на одной ноге. Исследуйте положение стоп и других суставов когда вы стоите на двух ногах. Пробуйте вращать бедра внутрь и наружу не изменяя положения стопы и наблюдать, что происходит со стопой и вашей устойчивостью.

Техника выполнения:

  1. Станьте в Тадасану и прочувствуйте спокойное и уверенное положение тела в пространстве. Сделайте несколько спокойных дыханий. Держите грудь раскрытой. Врастайте ногами в пол, а макушкой тянитесь вверх.
  2. Качнитесь на пальцах ног вперед и назад на пятку, чтобы почувствовать как распределяется вес тела и изменяется центр тяжести.
  3. Прижмите левую стопу к полу, а правую поставьте на левую лодыжку отводя правое колено в сторону.
  4. Если вы уверенно стоите в предыдущем варианте, то подтяните правую стопу и поставьте пятку в паховую складку. Прижмите стопу к внутренней стороне левого бедра. Слегка напрягите внутреннюю часть левого бедра и почувствуйте взаимодействие приводящей мышцы левого бедра и вашей стопы.
  5. Теперь все внимание перенесите на опорную ногу: не висите на опорном тазобедренном суставе. Создайте пространство между корпусом и левым тазобедренным суставом. При этом вы слегка «подрастете» вверх.
  6. Следите, чтобы ваш таз не наклонялся в сторону. Подвздошные кости должны смотреть вперед и остаться на одной линии. Старайтесь, чтобы правый тазобедренный сустав вращался наружу (внешняя ротация). При не очень подвижных (в этом направлении) тазобедренных суставах, ваше правое колено будет «смотреть» не в сторону, а в диагональ. Не старайтесь развернуть его насильно вправо — вы будете это делать за счет изменения положения таза.
  7. Затем представьте, что ваш копчик тянет вас вниз, а вы всем телом растете вверх. Успокоив ум, сложите руки в намасте или над головой и побудьте в позе 5-8 циклов дыханий.
  8. Вернитесь в Тадасану и поменяйте сторону.