В процессе собственной реализации и развития, человек проходит ряд стадий. Гита Айенгар разделила этот поиск на 3 стадии. Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Патанджали во второй сутре своего трактата дает такое определение йоги, знакомое многим, но? важна и следующая, третья сутра, продолжающая мысль первой:
Йога — это остановка вихря мыслей.
(yoga citta vritti nirodhah).
Тогда Зрящий в своей сущности остается.
(tada drastuhsvarupeavastahanam).
Патанджали «Йога-сутры»
Ищущему следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит лучше понять в чем состоит тройной поиск:
Согласно Йога Сутрам Патанджали как и Атхарваведе, йога – это система, состоящая из 8 частей или ступеней. В Амританада Упанишаде йога представляется как система, состоящая из 6-ти частей. Составные части каждой из ступени в разных Упанишадах может отличаться.
Йога Сутры Патанджали |
Амританада Упанишада |
|||
1 |
Яма |
Запреты |
|
|
2 |
Нияма |
Обеты |
|
|
3 |
Асана |
Поза |
Тарка |
Логика |
4 |
Пранаяма |
Дыхание |
Пранаяма |
Дыхание |
5 |
Пратьяхара |
Дисциплина чувств |
Пратьяхара |
Дисциплина чувств |
6 |
Дхарана |
Сосредоточенность, концентрация |
Дхарана |
Сосредоточенность, концентрация |
7 |
Дхьяна |
Медитация, созерцание |
Дхьяна |
Медитация, созерцание |
8 |
Самадхи |
Освобождение, самореализация |
Самадхи |
Освобождение, самореализация |
Шандилья задал Атхарвану вопрос о восьми ангах (частях) йоги. Жрец огня Атхарван ответил ему: «Восемь анг йоги – это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма, в свою очередь, подразделяется на десять частей; так же и нияма. Существует восемь асан (свастикасана, гомукхасана, падмасана, вирасана, симхасана, вирабхадрасана, муктасана и майюрасана. Пранаяма бывает трёх видов; существует пять видов пратьяхары; столько же видов и у дхараны. Дхьяна бывает двух видов, а самадхибывает только одного вида».
Сочетание концентрации, медитации и созерцания, т.е. практика Дхарана+Дхьяна+Самадхи — называется одним словом саньяма. Патанджали уверяет, что успешная практика саньямы, приводит к получению паранормальных сверхспособностей, так называемых сиддх.
О саньяме, сансакарах (предыдущий опыт влияющий на нашу жизнь) на примере манной каши можно почитать — здесь.
1. Яма (Запреты — «Обуздать»)
– совокупность этических правил поведения. «Не делай». Яма – это и бог смерти и ограничение – «не делай другому того, чего не желаешь себе». В Шандилья-упанишаде, I, упоминаются десять Ям. Согласно по Йога-сутрам Патанджали – ям 5:
Ямы (Йога Сутры Патанджали) |
Ямы (Шандилья-Упанишада, Атхарваведа) |
|||
1 |
Ахимса |
ненасилие |
Ахимса |
Ненасилие |
2 |
Сатья |
правдивость |
Сатья |
Правдивость |
3 |
Астейя |
неворовство |
Астейя |
Неворовство |
4 |
Брахмачарья |
воздержание |
Брахмачарья |
Воздержание |
5 |
Нестяжательство, отсутствие зависти и отказ от накопления больше того, чем нам нужно |
Кшама |
милосердие, прощение |
|
6 |
|
|
Дхрити |
терпимость |
7 |
|
|
Дайя |
сострадание |
8 |
|
|
Арджава |
целеустремленность, прямодушие |
9 |
|
|
Митахара |
умеренность в еде |
10 |
|
|
Шауча |
чистота |
2. Нияма (Личные обеты — «Соблюдать»)
— сфера духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.
Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять наставлений, данных Патанджали.
1. Шауча – чистота,
2. Сантоша – удовлетворенность,
3. Тапас – пыл, религиозное рвение,
4. Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов.
«Сва» означает «свое» или «собственное я», а «адхьяя» — «изучение, исследование». С помощью свадхьяи мы познаем самих себя. Это не так просто, поскольку у нас нет такого же чистого зеркала для души, какое есть для тела. Но существуют тексты, читая, изучая и обсуждая которые, мы можем увидеть отражение своей души. Изучая подобные тексты, мы можем увидеть себя.» Дешикачар «Сердце йоги».
5. Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.
Мудрец Атхарван причисляет к ниямам следующие обеты:
1. тапас,
2. сантоша,
3. астикья,
4. данам,
5. ишварапуджана,
6. сиддханта вакья шравана,
7. хри,
8. мати,
9. джапа
10. врата.
Тапас – это освобождение тела посредством жара аскезы, практики сжигания страстей и добродетели.
Сантоша – это удовлетворённость практикой, жизнью и всем тем, что происходит и что приходит к нам.
Астикья – вера в существование Высшего и в догматы Вед, Шастр и Пуран.
Данам – это пожертвование полученных законным путём благ и т.д. достойным и заслуживающим личностям.
Ишварапуджана – это посвящение всех своих действий Богу, без помыслов о пладах. Поклонение Вишну, Шиве, Рудре и т.д. с чистым умом в соответствии с личными способностями.
Сиддханта вакья шраванам – это исследование и анализ значения веданты.
Хри – это скромность и благопристойность, а также смирение при выполнении предписанных дел.
Мати – это вера в истину.
Джапа – это повторение мантр (устное или мысленное).
Врата – соблюдение предписанных Ведами религиозных обрядов.
В Хатхайога Прадипике описываются те же ниямы (Х.Й.П.1-16:1-2):
- Тапас (аскезы, дарующие силу)
- Сантоша (чувство удовлетворенности)
- Астикея (вера в высшее)
- Дана («Давать», благотворительность)
- Ишварапуджана (служение Высшему)
- Сиддхантавакьяшравана (слушание и обсуждение священных писаний)
- Хри (чувство стыда совершить неприемлемый поступок)
- Мати (интеллект, способный отличить истину от лжи).
3. Асана
Переносит нас с физического плана в духовный, раскрывая значение «психосоматический», устраняют колебания разума. «Позы приносят стабильность телу и равновесие уму» (ПЙС). Тело — храм души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.
4. Пранаяма (Контроль дыхания)
— контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии» или «контроль над дыханием». Аяма – означает увеличение глубины, длины и объема дыхания.
5. Пратьяхара (Отстраненность и контроль над чувствами)
— отвлечение (отключение) чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки (самаскары), которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.
Я понимаю это как осознанность своих действий, отношений и слов.
6. Дхарана (Концентрация)
Пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Но, несмотря на то, что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.
У философа Мартина Хайдеггра есть понятие «вслушивание»: он говорит, что бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать. Вспомните, момент, когда вы очень внимательно кого-то слушали. Например где-нибудь на банкете в честь 200-летия Хайдеггера. Какой-то докладчик начинает говорить что-то, что вас крайне заинтересовало, и вдруг ваше внимание полностью переключается на него. Все посторонние звуки, движения официантов, дергание вас за рукав вашей подружкой, желание съесть застывшее в руке канапе — все отходит куда-то на второй план вашего сознания. При крайней сосредоточенности на чем-то все посторонние звуки, касания, чувства отходят на второй план и ваше внимание заставляет ваш мозг пребывать в одной точке звука, формы, цвета, движения и т.д. Это то, как я пытаюсь для себя разделить эти схожие в переводе понятия пратьяхара, дхарана и дхьяна.
Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.
7. Дхьяна (Медитация или созерцание)
— непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует, индивидуальная душа сливается с универсальной. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей.
8. Самадхи (Состояние блаженства завершённости)
— Медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного Я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами, постигать смысл вещей и событий. В самадхи уже нет разделения на кто мыслит и о чем он мыслит: мыслящий, мышление и мыслимое сливаются. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной.
Самадхи это также состояние самореализации. Дословный перевод слова: «sam» — собрать, «а» — движение вовнутрь, «dhi» — неподвижность. Что-то вроде «собрать неподвижно внутри». Заключительная ступень йоги – это просветление, которое можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.