Я не верю в разного рода эзотерику. Я пытаюсь находить многим вещам объяснение. Или расширять границы своей не-веры в эзотерику 🙂
Самскары — это цепочки повторяющихся действий, чувств и мыслей из которых строится наш внутренний и внешний мир. Если вы смотрели фильм «Куда приводят мечты» — то это как раз про то, как внешний мир начинает отражать и подстраиваться под наше внутреннее состояние.
Самскары — эти отпечатки памяти (и прошлых жизней) на основании:
- памяти
- эмоционального запечатлевания (чаще чего-то важного или опасного)
- индивидуального бессознательного
- коллективного бессознательного
- семейных мифов или посланий других людей в которые мы верим
- долженствований, полученных от других людей (Например, «Ты должен быть честным», «Ты должен стыдиться брать деньги», «Ты должна быть красивой»)
- другие «отпечатки» через которые мы смотрим на мир…
Что ты видишь, когда закрываешь глаза?
Людям, интересующимся психологией знакомо слово «гештальт» — это целостный образ, который создает наш мозг. ТО, ЧТО ОН ВИДИТ. Например, посмотрите на картинку вверху статьи. Кого вы видите? Старуху или молодую женщину в вуали? Вы не задавались вопросом, почему Вы видите одно, а другие другое?
Сделаю небольшую зарисовку из психологии, чтобы стало понятней, зачем вообще нашему мозгу хранить всякие старые образы-гештальты?
Причинить добро.
Психика, как и многое в эволюции, отвечает за то, чтобы нам не было больно. Она отвечает за наше выживание, сохранение и продолжение (иногда развитие). Например, глубоко порезав в детстве палец ножом, мы можем приобрести фобию режущих предметов. Так наша психика говорит нам: «В будущем не трожь то, что было очень опасным и болезненным» и, на всякий случай, расширяет перечень режущих предметов до стекол, ножниц, лезвий и острых краев. И мы понимаем это послание не буквально, а мурашками на затылке и неприятным чувством в животе при виде режущих предметов…
Или такой пример. Лучше всего запоминалась нам информация, которую мы читали прямо перед кабинетом экзаменатора, потому как в этот момент наша психика решала, что впитать эту информацию очень важно. Женщина (или мужчина), неоднократно отвергнутая в отношениях, может защищаться от боли отвержения такими внутренними психическими утверждениями как: 1) «я первой буду рвать отношения, чтобы не быть отвергнутой«, 2) «я буду выбирать только тех партнеров, которых не буду способна любить — ведь если они меня отвергнут, мне не будет так больно» или 3) «я уменьшу свою чувствительность в отношениях настолько, чтобы меня ничего не брало за душу«.
Даже увлечение йогой может стать для нас способом не связывать (корень «йог» — связывать, контролировать), а отделяться от происходящего в нашем мире, наполненном трудностями.
Все эти защитные ухищрения создает психика, чтобы, вроде как, облегчить нашу жизнь, позаботиться о нас. На деле часто получается наоборот: мы живем с нелюбимыми людьми, не испытываем всю гамму чувств, данную нам природой, занимаемся йогой для увеличения способности переносить негативные переживания или быть особенным, переворачиваем смысл событий так, чтобы жить в звуко-чувство-непроницаемой камере, обитой мягким войлоком и лишенной осознания.
Мы не воспринимаем вещи такими, какие они есть. Это и есть наши самскары. Они заставляют нас воспроизводить одни и те же события и ходить по кругу привычного опыта. Они составляют нашу карму.
Психотерапия и йога.
Чтобы очистить психику от мешающих нам жить посланий, устойчивых отношений к чему-то или веры во что-то несуществующее (самскары), в психотерапии используется метод пересмотра событий прошлого, переживания их заново в принимающей, поддерживающей обстановке и отказа от них если они мешают нашему развитию. Т.е., психотерапия использует некую «самьяму»: мы концентрируемся на событии, созерцаем его и очищаем свою жизнь от самскар. В йоге мы используем асаны и самьяму.
На семинаре Дэвид Робсон, настаивал, чтобы каждый вдох или выдох виньясы имел свою конечную асану. Т.е. вдох — это собака мордой вверх, а не кобра, которая сейчас станет собакой, а выдох — это 100%-ая собака мордой вниз. Таким образом, если мы вошли в собаку мордой вниз — не стоит суетливо переставлять ноги или корректировать положение рук. Это конечная точка пребывания нашего тела и ума. «Это наши самскары заставляют нас отвлекаться от концентрации на дыхании и созерцания позы».
Патанджали уверяет, что успешная практика самьямы (трех последних ступеней йоги), приводит к получению паранормальных сверхспособностей, так называемых сиддх.
Говоря неэзотерическим языком, при практике самьямы человек учится различать и отделять «предмет» от «идеи» предмета, опыт «здесь-и-сейчас» от впечатлений полученных «там-и-тогда». Его сознание становится чистым.
Попробую привести еще один упрощенный пример, окрашенный моим психологическим образованием.
Из манной каши в манну небесную?
К примеру, — манная каша — это некий объект. Как только наши рецепторы языка, установка соседского мальчика что манка ужасна и, существующая в этот момент обстановка, смешиваются в нашем сознании с манной кашей — манная каша становится для нас субъективно окрашена («мерзкая», «с комочками», связана с принуждением (кормили насильно), «бррр»).
Так, отношение к манной каше превращается в самскару. С этого момента все, что похоже на манную кашу будет вызывать ответ в нашем теле и реакцию как тогда над тарелкой каши в детстве. Мы не осознаем, что самскары влияют на нашу жизнь очень сильно. Если вы попробуете вспомнить, то некоторые люди вызывают у нас негативные впечатления еще до того, как эти незнакомцы открывают рот и называют свое имя. Мы не осознаем, что в этот момент этого незнакомца для нас нет. Есть наша затопленность чувствами от некого другого человека там и тогда, у которого был такой же тембр голоса и кто вызвал в нас те чувства, которые мы таскаем в закромах своей психики и адресовываем всем похожим на него людям. Даже сам язык как система передачи наших чувств, впечатлений, мыслей мы приобретаем от кого-то.
Наши сознание (читта) — никогда не бывает чистым, оно всегда окрашено чем-то.
Но, вернемся к манной каше…
Практика самьямы на манной каше убирает сперва наше подсознательное и субъективно окрашенное отношение к манной каше, затем переходит к созерцанию-медитации-уподоблению с манной кашей, затем, посредством сосредоточения, йогин постигает и ассимилирует свои самскары, переживает опыт и насильственного кормления и гамму впечатлений от комочков манной каши и тогда, постигая суть манной каши, он больше не привязан к ней и к тем переживаниям, которые с с ней связаны .
(незаконченная статья)