Бхуджангасана: поясните пояснице.

Бхуджангасана

БхуджангасанаПочти ни один класс йоги не проходит без позы кобры. Поза кобры — это мягкий прогиб, который прекрасно компенсирует наклоны.

Бхуджангасана является прекрасной профилактикой межпозвонковых грыж, если выполняется с вытяжением, а не с «заламыванием» поясницы. Поза прекрасно укрепляет мышцы верхней части спины. Чтобы убрать нагрузку с мышц ягодиц и сместить акцент на мышцы спины — попробуйте пальцы ног завернуть друг к другу: так вы ротируете бедра внутрь, уменьшаете напряжение мышц тазового дна и позволяете крестцу совершить некоторые движения.

Я люблю в этой позе давать диафрагмальное дыхание — осознавать мышцы живота и движение в нижних ребрах. Суть «дыхательного упражнения» заключается в том, что, находясь в бхуджангасане, человек должен чувствовать как на вдохе его живот касается пола, а рёбра расширяются в стороны.

На группе я замечаю, что некоторым трудно включить область живота при дыхании: они дышать приимущественно грудной клеткой. Это, так называемое парадоксальное дыхание. Например, одна моя подтянутая молодая ученица с прекрасным прессом очень удивилась, что на вдохе ее живот должен выпячиваться — ведь у нее он работает наоборот: прячется на вдохе. В случае парадоксального дыхания грудная клетка и живот функционируют противоположно друг другу. Единственная жалоба этой девушки — немение рук.

В целом, для женщин более характерно дышать грудью, а для мужчин животом. Дыхание грудной клеткой, без включения в работу диафрагмы, приводит к переутомлению и перегрузке лестничных мышц шеи. Такие люди жалуются что им «не хватает воздуха» или, что они задыхаются, когда держат трубку телефона плечом, или даже просто разговаривают по телефону с небольшим наклоном головы. Из-за постоянного гипертонуса лестничных мышц шеи могут неметь и пальцы…

BhudjangasanaБхуджангасану рекомендуют выполнять женщинам после родов с целью быстрейшего сокращения матки, а также для того, чтобы крестец вернулся на свое физиологическое место после того, как претерпел некоторые движения и смещения во время выхода головки плода из таза.

Разумеется, во время беременности, бхуджангасану выполнять НЕЛЬЗЯ! Нельзя её выполнять и при обострении межпозвонковых поясничных или крестцовых грыж.

Для правильного выполнения позы кобры лобковую кость необходимо прижимать к полу. В Бихарской школе йоги эта точка на лобковой кости называется свадхистхана кшетрам. Это физическая телесная точка — проекция свадхистхана чакры и активизирующая её.

Считается, что свадхистхана чакра связана с такими парами эмоций как любовь-ненависть, страх-бесстрашие, гнев-прощение.  В своей «неположительной» стороне «активность этой чакры» несёт в себе эмоции страха, ненависти, гнева и насилия.  Во время родов, свадхистхана кшетрам получает толчок к изменениям: как к физическому изменению самого лонного сочленения и крестца (его положения), так и гормонально-эмоциональному изменению, влияющему на личностный рост женщины. Если в жизни женщины имелась ненависть, то  количество любви, впрыскиваемое в кровь вместе с окситоцином и рождением ребенка, отодвигает ее и делает несущественной. Страх за жизнь собственную и за жизнь потомства, достигнув своего пика, уступает место бесстрашию, которое так нужно любой самке, защищающей свое потомство.  Любой матери приходится поработать и над своим гневом — проказы ребёнка и ответный на них гнев, сменяются большим прощением, терпением и любовью. У В.Даля можно найти народную поговорку: «Чресла мужу даны, а лоно жене». В этом смысле лоно – это символ материнства, объятий и ласки.

А вот слово «чресла», обозначающее область талии, таза, поясницы, — имеет совсем другое значение.

Есть такое выражение: «Опоясать чресла*», что означает приготовиться к бою. Вы когда-нибудь задумывались почему солдаты носят этот огромный кожаный ремень с бляшкой? А ремень у солдат и многих офис-стайл людей находится где? Правильно — на чреслах. Попробуйте перетянуть себя ремнем и пробежаться? Первое, что вы заметите — это то, что изменилось ваше дыхание. Перетянув себя ремнем, вы не сможете дышать диафрагмально, а сохраните только рёберное дыхание. Обычно к такому дыханию наш организм переходит во время сильных стрессов. Статуэтки японских нэцки имеют большой живот — т.к. это означает, что изображенный персонаж, сыт и спокоен.

Диафрагмальное глубокое дыхание позволяет быть, во-первых — более осознанным к происходящему. Тугой ремень на поясе затрудняет глубокое дыхание и способность ясно мыслить.

Во-вторых — диафрагмальное дыхание позволяет оставаться более спокойным. А зачем солдату спокойствие? Его задача слушать не себя, а команды, не расслабляться, а агрессивно нападать и защищать, выполняя свой долг.

Пояс используют тяжелоатлеты, поднимающие несоразмерно тяжёлый груз, чтобы уберечь поясницу. Пояс также носят те, кто поясницу уже «сорвал» и получил грыжу. Бандаж-пояс носят многие женщины на последних месяцах беременности. Анатомически в области талии — пояса у нас есть собственный каркас-пояс из мышц: несколько слоев косых мышц живота, поперечной мышцы живота, мышц поясницы. Рудигер Дальке в своей книге «Болезнь как путь» пишет о психологических причинах болях в пояснице, ишиаса, люмбаго:

Когда человек слишком много взваливает на свои плечи, причем делает это неосознанно, он ощущает боли в хрящах. Слишком тяжелый груз — это попытка казаться большим и работящим. Это попытка компенсировать внутреннее ощущение собственной незначительности.

Человеку, нашедшему себя,  подвиги не нужны.

Защемление или прострел — это как способ тела сказать вам о том, что вы слишком много взвалили себе на плечи. Это способ показать вам, что вы защемлены между желаниями вашего Эго быть признанным и несоразмерной тяжестью этого груза. По сути эту «статность-статусность» поддерживает костыль-пояс, за которым стоит страх «не потянуть».

Ремень или пояс — это также напоминание о долге или принадлежности к некой традиции. Например, в зорастризме посвящая ребенка в религию, ему трижды обвязывают вокруг талии пояс — кушти (или касти) из 72 шерстяных нитей: три круга вокруг пояса представляют 3 принципа (добрые мысли, добрые слова и добрые дела), а также делают 4 узла — два спереди и два сзади. Значение слова кушти —  «граница». Для последователей зорастризма, кушти — напоминание о важности находиться в пределах заповедей.

На поясе египетской богини Исиды также множество таинственных эмблем. И пояс также соединен спереди четырьмя золотыми элементами. Египетские царицы носили красный пояс из нитей, который назывался пояс Исиды, для защиты от болезней.

Пояс-юбка индуисткой богини Кали состоит из отрубленных рук. Эти руки символизируют деяния, вернее отказ от них (отрубание). Деяния (особенно деяния ради материальной или эмоциональной выгоды), согласно закону кармы, формируют «рна» — долги. Рнанубандхана дословно это узлы долгов, которые всякому приходиться снова и снова распутывать в следующих жизнях.

В индийской брахманисткой традиции, проходя инициацию поступления в ученики, мальчику одевали шнур, который он должен был носить под одеждой. Брахманы носили белый хлопковый, кшатрии — красный шерстяной, а вайшьи — желтый льняной. Шнур состоял из трех нитей, которые символизировали использование трех функций — думать, говорить и действовать только ради духовной цели. По другой версии три нити представляют три качества (гуны) — добродетель, страсть, неведение. После церемонии, представители ряда каст заменяли шнур на пояс, который, согласно Атхарваведе, обладал силой поддерживать внутреннюю чистоту и удерживать от злых поступков.

Саронг

Пояс — обязательный атрибут для входа в индуистские храмы и священные места на Бали

В старорусском языке слово «пояс» имеет корень — ясать, в значении схватить, объять… в том числе и разумом (например, «препояшьте чресла ума вашего»). Слово «пояснять» тоже имеет общий корень со словом поясница.

Перед входом в индуистские храмы и священные места в Индонезии, необходимо одеть саронг — повязку-ткань, намотав ее вокруг бедер и закрепив ее поясом. Если вы приезжаете в юбке ниже колена, то вам дадут на входе в храм лишь пояс.

Думаю, это символичный способ разделить верхнее-чистое и нижнее-грязное. У многих народов Азии ноги считаются нечистыми, т.к. соприкасаются с землей. Нижняя часть тела (ноги и гениталии) олицетворяют пороки и страсти, которые нужно сдерживать, пусть даже символично с помощью пояса.

___________________________________________________________________________________________________

*Чресла — старославянское «поясница, крестец, окружность над тазом»