Ступени йоги: аштанга, шаданга.

В процессе собственной реализации и развития, человек проходит ряд стадий. Гита Айенгар разделила этот поиск на 3 стадии. Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Патанджали во  второй сутре своего трактата дает такое определение йоги, знакомое многим, но? важна и следующая, третья сутра, продолжающая мысль первой:

Йога — это остановка вихря мыслей.

(yoga citta vritti nirodhah).

Тогда Зрящий в своей сущности остается.

(tada drastuhsvarupeavastahanam).

Патанджали «Йога-сутры»

Ищущему следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит лучше понять в чем состоит тройной поиск:

Согласно Йога Сутрам Патанджали как и Атхарваведе, йога – это система, состоящая из 8 частей или ступеней. В Амританада Упанишаде йога представляется как система, состоящая из 6-ти частей. Составные части каждой из ступени в разных Упанишадах  может отличаться.

Йога Сутры  Патанджали

Амританада  Упанишада

1

Яма

Запреты

 

 

2

Нияма

Обеты

 

 

3

Асана

Поза

Тарка

Логика

4

Пранаяма

Дыхание

Пранаяма

Дыхание

5

Пратьяхара

Дисциплина чувств

Пратьяхара

Дисциплина чувств

6

Дхарана

Сосредоточенность, концентрация

Дхарана

Сосредоточенность, концентрация

7

Дхьяна

Медитация, созерцание

Дхьяна

Медитация, созерцание

8

Самадхи

Освобождение, самореализация

Самадхи

Освобождение, самореализация

Шандилья задал Атхарвану вопрос о восьми ангах (частях) йоги. Жрец огня Атхарван ответил ему: «Восемь анг йоги – это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Яма, в свою очередь, подразделяется на десять частей; так же и нияма. Существует восемь асан (свастикасана, гомукхасана, падмасана, вирасана, симхасана, вирабхадрасана, муктасана и майюрасана. Пранаяма бывает трёх видов; существует пять видов пратьяхары; столько же видов и у дхараны. Дхьяна бывает двух видов, а самадхибывает только одного вида».

Сочетание концентрации, медитации и созерцания, т.е. практика Дхарана+Дхьяна+Самадхи — называется одним словом саньяма. Патанджали уверяет, что успешная практика саньямы, приводит к получению паранормальных сверхспособностей, так называемых сиддх.

О саньяме, сансакарах (предыдущий опыт влияющий на нашу жизнь) на примере манной каши можно почитать — здесь.

1. Яма (Запреты — «Обуздать»)

– совокупность этических правил поведения. «Не делай». Яма – это и бог смерти и ограничение – «не делай другому того, чего не желаешь себе». В Шандилья-упанишаде, I,  упоминаются десять Ям. Согласно по Йога-сутрам Патанджали – ям 5:

Ямы (Йога Сутры  Патанджали)

Ямы  (Шандилья-Упанишада, Атхарваведа)

1

Ахимса

ненасилие

Ахимса

Ненасилие

2

Сатья

правдивость

Сатья

Правдивость

3

Астейя

неворовство

Астейя

Неворовство

4

Брахмачарья

воздержание

Брахмачарья

Воздержание

5

Апариграха

Нестяжательство, отсутствие зависти и отказ от накопления больше того,  чем нам нужно

Кшама

милосердие, прощение

6

 

 

Дхрити

терпимость

7

 

 

Дайя

сострадание

8

 

 

Арджава

целеустремленность, прямодушие

9

 

 

Митахара 

умеренность в еде

10

 

 

Шауча 

чистота

2. Нияма (Личные обеты — «Соблюдать»)

— сфера духовности и самодисциплины. Регулярное посещение храмов, личные медитационные практики, привычка к созерцательным прогулкам – все это нияма в действии.

Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять наставлений, данных Патанджали.

1.      Шауча – чистота,

2.      Сантоша – удовлетворенность,

3.      Тапас – пыл, религиозное рвение,

4.      Свадхьяя – самоисследование и изучение священных текстов.

«Сва» означает «свое» или «собственное я», а «адхьяя» — «изучение, исследование». С помощью свадхьяи мы познаем самих себя. Это не так просто, поскольку у нас нет такого же чистого зеркала для души, какое есть для тела. Но существуют тексты, читая, изучая и обсуждая которые, мы можем увидеть отражение своей души. Изучая подобные тексты, мы можем увидеть себя.» Дешикачар «Сердце йоги».

5.      Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога.

Мудрец Атхарван причисляет к ниямам следующие обеты:

1.      тапас,

2.      сантоша,

3.      астикья,

4.      данам,

5.      ишварапуджана,

6.      сиддханта вакья шравана,

7.      хри,

8.      мати,

9.       джапа

10.  врата.

Тапас – это освобождение тела посредством жара аскезы, практики сжигания страстей и добродетели.

Сантоша – это удовлетворённость практикой, жизнью и всем тем, что происходит и что приходит к нам.

Астикья – вера в существование Высшего и в догматы Вед, Шастр и Пуран.

Данам – это пожертвование полученных законным путём благ и т.д. достойным и заслуживающим личностям.

Ишварапуджана – это посвящение всех своих действий Богу, без помыслов о пладах. Поклонение Вишну, Шиве, Рудре и т.д. с чистым умом в соответствии с личными способностями.

Сиддханта вакья шраванам – это исследование и анализ значения веданты.

Хри – это скромность и благопристойность, а также смирение при выполнении предписанных дел.

Мати – это вера в истину.

Джапа – это повторение мантр (устное или мысленное).

Врата – соблюдение предписанных Ведами религиозных обрядов.

В Хатхайога Прадипике описываются те же ниямы (Х.Й.П.1-16:1-2):

  1. Тапас (аскезы, дарующие силу)
  2. Сантоша (чувство удовлетворенности)
  3. Астикея (вера в высшее)
  4. Дана («Давать», благотворительность)
  5. Ишварапуджана (служение Высшему)
  6. Сиддхантавакьяшравана (слушание и обсуждение священных писаний)
  7. Хри (чувство стыда совершить неприемлемый поступок)
  8. Мати (интеллект, способный отличить истину от лжи).

3. Асана

Переносит нас с физического плана в духовный, раскрывая значение «психосоматический», устраняют колебания разума. «Позы приносят стабильность телу и равновесие уму» (ПЙС). Тело — храм души, и забота о нем – важная стадия духовного роста. Практика асан делает нас более дисциплинированными и формирует способность к концентрации. И то, и другое необходимо для медитации.

4.  Пранаяма (Контроль дыхания)

— контроль над дыханием. Она включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе обнаружения связи между дыханием, умом и эмоциями. Дословный перевод слова «пранаяма» – «расширение жизненной энергии» или «контроль над дыханием». Аяма – означает увеличение глубины, длины и объема дыхания.

5. Пратьяхара (Отстраненность и контроль над чувствами)

— отвлечение (отключение) чувств от внешних объектов. На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки (самаскары), которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

Я понимаю это как осознанность своих действий, отношений и слов.

6. Дхарана (Концентрация)

Пратьяхара создает условия для овладения дхараной – концентрацией. Научившись отвлекаться от внешнего мира, мы теперь в состоянии справиться со своим умом – тем, что отвлекает нас внутри. Практика концентрации учит нас замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте. Это может быть энергетический центр в теле, образ божества, звук. Но, несмотря на то, что в асане и пранаяме мы концентрируемся на своих движениях, внимание блуждает. Пытаясь разобраться с малейшими нюансами позы или дыхательного упражнения, мы то и дело смещаем фокус внимания. В пратьяхаре мы наблюдаем самих себя, а в дхаране фокусируем внимание на одной точке. Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приводят к медитации.

У философа Мартина Хайдеггра есть понятие «вслушивание»: он говорит, что бытие нельзя созерцать, ему можно только внимать.  Вспомните, момент, когда вы очень внимательно кого-то слушали. Например где-нибудь на банкете в честь 200-летия Хайдеггера. Какой-то докладчик начинает говорить что-то, что вас крайне заинтересовало, и вдруг ваше внимание полностью переключается на него. Все посторонние звуки, движения официантов, дергание вас за рукав вашей подружкой, желание съесть застывшее в руке канапе — все отходит куда-то на второй план вашего сознания.  При крайней сосредоточенности на чем-то все посторонние звуки, касания, чувства отходят на второй план и ваше внимание заставляет ваш мозг пребывать в одной точке звука, формы, цвета, движения и т.д. Это то, как я пытаюсь для себя разделить эти схожие в переводе понятия пратьяхара, дхарана и дхьяна.

Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.

7. Дхьяна (Медитация или созерцание)

— непрерывный поток концентрации. Между концентрацией (дхараной) и медитацией (дхьяной) существует тонкое различие. В то время как дхарана предполагает однонаправленное внимание, дхьяна – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует, индивидуальная душа сливается с универсальной. На этой стадии ум уже успокоен и в своей безмятежности не рождает мыслей.

8. Самадхи (Состояние блаженства завершённости)

— Медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного Я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами, постигать смысл вещей и событий. В самадхи уже нет разделения на кто мыслит и о чем он мыслит: мыслящий, мышление и мыслимое сливаются. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной.

Самадхи это также состояние самореализации. Дословный перевод слова: «sam» — собрать, «а» — движение вовнутрь, «dhi» — неподвижность. Что-то вроде «собрать неподвижно внутри». Заключительная ступень йоги – это просветление, которое можно только переживать и цена за это переживание – бесконечная преданность, с которой вы осуществляете свою практику.