Читта Вритти Ниродха

«Проблема человеческой обусловленности находится в сердцевине западного мышления, той же самой проблемой изначально занималась индийская философия»

М.Элиаде

Даршаны, или системы философии, возникшие в Индии, подразделяются на ортодоксальные и неортодоксальные в зависимости от того, признают или отвергают они авторитет вед. Профессор Гаре считает санкхью самой древней школой. После нее возникла йога, миманса и веданта и, позже всех, вайшешика и ньяя.

Саму индийскую философию можно подразделить на несколько периодов:

  1. Ведийский период (1500 год до н.э. — 600 год н.э.)
  2. Эпический период (600 год н.э. — 200 год н.э)
  3. Период сутр (от 200 года н.э.)
  4. Схоластический период (II век)

Философия йоги (йога-даршана) в первую очередь ссылается на йога сутры мудреца Патанджали. Хотя кроме йога-сутр, йога упоминается еще во многих упанишадах. Сам Патанджали не является создателем и изобретателем асан и разнообразных техник, но он собрал и систематизировал разрозненные знания, техники и идеи. Для теоретического обоснования Патанджали использовал санкхью — одну из старейших даршан в индийской традиции. Санкхья как и большинство санскритских слов имеет множество значений, но, по-видимому, основное ее значение «различение». Санкхья исследует онтологическую проблему, что в человеке истинное Я, что с ним происходит после смерти физического тела и что в человеке является бессмертным.

Если веданта провозглашает что мир это майа — иллюзия, то санкхья и йога признают, что мир реален, но существует и продолжает существовать из-за духовного незнания (авидьи). Процессы воплощения и перерождений продолжаются пока Я (Пуруша) пребывает в неведении о самом себе. И, благодаря этому неведенью о мире и себе, мир, как и человек, находятся в страдании и порабощении, бесконечно перевоплощаясь в формах и проявлениях. Т.е. согласно санкхье и йоге, мир это не майа, но авидья. Так и хочется вспомнить фильм «Матрица» — где жизнь в матрице — это авидья, пока герои не осознают что мир лишь производные их нейронов и неких программ…

Однако, с одной стороны, кармические деяния (которые могут появится как часть чужой кармы даже если вы взялись причинить добро человеку, не обратившемуся к вам) втягивают человека в круговорот перевоплощений, но с другой стороны, помогают ему из жизни в жизнь искать освобождения (мокша) от своих действий. Часто в повседневной жизни мы даже не замечаем как, пытаясь сохранить статус кво, мы отказываемся от перемен, которые могли бы сделать нашу жизнь и отношения качественно другими. В психологии существует такое понятие как незавершенные гештальты — незавершенные переживания, действия, которые были когда-то в прошлом, но остались отпечатками в нашей жизни т.к. содержат много энергии и ищут своего завершения-разрешения. В йоге мы говорим о самскарах: дословно «сумма сотворенного человеком». Эту «сумму сотворенного» мы таскаем с собой по жизни, удивляясь почему мы не удерживаемся в отношениях больше года, почему семейное послание «хорошие люди не могут быть богатыми» не позволяет нам зарабатывать больше, а чувство обиженного жизнью — завидовать и причитать .

Самскары проявляются и в повседневной практике, когда, например, при входе в собаку мордой вниз мы долго «топчемся», переставляем руки и подходим ногами, пытаясь подобрать правильный (для кого?) и удобный вариант вместо того, чтобы осознать что происходит с нами и откуда берется это внешний наблюдатель когда наш мозг решает что правая пятка стоит не на одной линии с левой.

Итак, незнание — это причина страданий и увеличения самскар. Хотя многие скажут при чем здесь страдание — ведь я ем мороженое и засыпаю с женой каждый день и совсем не чувствую себя несчастным. Будда говорил «Все есть страдание, все невечно» (Sarvam dukham, sarvam anityam). Похожую фразу мы находим и на кольце царя Соломона «Все пройдет. Пройдет и это». Причина страдания немного глубже. И санкхья видит эту причину не в самом страдании, а в желании избежать страданий. Так, сохраняя статус кво, жена алкоголика продолжает жить и бессознательно поддерживать мужа, не осознавая, что избегает страдания остаться в одиночестве и признать себе что алкоголизм мужа приносил ей чувство собственной нужности и власти. А муж не станет задумываться кто он без любимой ему женщины, потому что это всегда больно и страшно что тех, к кому мы привязаны когда-нибудь с нами не будет.

Т.о. страдание имеет позитивную ценность — оно каждую минуту жизни заставляет нас задаваться вопросами «Зачем», «Правильно ли для меня то, что я делаю», «Готов ли я жить вот так из жизни в жизнь» (если мы верим в реинкарнацию и колесо перерождений). И всегда приблизиться к страданию тяжело, потому что за ним стоит боль и необходимость признать себя абсолютно одиноким.

(незаконченная статья)