В аштанга йоге мы практикуем установленный набор поз. Позы неизменно выполняются в определенном порядке. Студент будет практиковать до той позы, которую он получил от своего преподавателя. Преподаватель дает позы в соответствии с возможностями студента. Остановка на отдельной позе не является какой-то карательной мерой преподавателя. Это просто часть метода аштанга йоги, который позволяет нашему телу безопасно изменяться и адаптироваться к суровым условиям практики. Однако этот аспект практики может быть источником неразберихи и разногласий среди некоторых студентов, так что я решил подробнее объяснить, почему мы поступаем именно так.
В аштанга йоге 6 серий или последовательностей. В каждой серии содержится порядка 40 поз, и каждая из них прогрессирующе усложняется по мере нашего продвижения по ним. Когда мы доходим до позы, которая лежит за границами наших возможностей, там мы и останавливаемся. Например, если у нас не получается завести ногу за голову в Эка Пада Ширшасане (позе одной-ноги-за-головой), тогда нам не следует переходить к следующей позе, Дви Пада Ширшасане (поза двух-ног-за-головой). Вместо этого мы должны делать нашу практику до позы, которую нам еще требуется освоить, а после нее заканчивать.
Умение завести одну ногу за голову до того, как вы станете пробовать завести обе ноги, является вполне разумным и логичным требованием. Однако в последовательности имеются и некоторые менее очевидные места. В Начальной Серии аштанги многие позы первой половины последовательности требуют полу-лотоса, в то время как вторая половина последовательности содержит другие, более доступные наклоны. Многие студенты, еще не способные сделать полу-лотос, интересуются, почему им все еще нельзя выполнять позы в серии, которые кажутся более доступными. И я пришел к пониманию того, что позы, в том порядке, в котором они были нам даны, раскрывают наше тело определенным и систематическим образом. Когда мы перескакиваем через сложные асаны, которые у нас не получаются, и делаем позы дальше в серии, мы рискуем получить травму. Что за спешка-то?
Остановка на позе никак не приговор к пожизненному заключению. Так как мы практикуем 6 дней в неделю, тело будет со временем раскрываться, и поза станет достижимой. Когда же мы можем уверенно и соответственно делать позу, на которой остановились, тогда наш преподаватель переводит нас к следующей. Мой опыт остановки на позе – а я застревал на многих – такой, что это работает подобно плотине. Энергия нашей практики нарастает и накапливается за позой, над которой мы работаем. Повторяя раз за разом одну и ту же асану и виньясу, наше тело формируется и эволюционирует так, как это ему необходимо. Жар, давление и предание себя от нашей ежедневной практики, в конце концов, расчищают путь от всего, что бы ни служило нам преградой к выполнению позы, на которой мы остановились.
Книга Гуруджи (Паттабхи Джойса) по аштанге, озаглавленная “Йога Мала”, где Мала означает гирлянду. Существует множество разных видов мал. Пушпамалы, или цветочные гирлянды, предлагаемые божествам, джапамалы, или четки с бусинами, используемые для подсчета мантр при рецитации в медитации. Шри К.Паттабхи Джойс назвал свою книгу “Йога Мала”, чтобы помочь нам увидеть, что каждая асана в любой серии подобна бусине на мале, для концентрации, или цветку в гирлянде, для подношения божественному, чтобы способствовать нашему поиску освобождения. Если мы пропускаем позу, то как будто пропускаем бусину, пропускаем часть молитвы, которую нам даровала традиция.
Этот метод в точности такой, каким меня обучил мой Гуру, и я обучаю ему, потому что верю в него. Я верю в него, не потому что я сторонник правил, а потому что я лично на себе ощутил пользу системы. Зачем мне обучать чему-то еще?
Дэвид Робсон
Перевод: Дмитрий Барышников
Статья взята с сайта Аштанга Йога Центра