Баласана: счастье выносливой поясницы.

BalasanaБаласана — поза ребенка.

Самая любимая многими асана: «Баласана» или поза ребенка. Часто ее можно встретить под названием поза эмбриона. Эта поза является контр позой для многих прогибов (урдхва мукха шванасаны, капотасаны, дханурасаны), а также стойки на голове (ширшасаны).

Тракция или вытяжение.

Таз и голова являются достаточно тяжелыми. Именно поэтому, в этом положении, под действием силы тяжести, веса таза и головы, область поясницы и нижнегрудного отдела растягиваются или как говорят врачи ортопеды — подвергаются тракции.

Тракция позволяет увеличить расстояние между телами позвонков и снизить компрессию на определенные сегменты позвоночника. Под действием мягкого вытяжения уменьшается патологическое напряжение определенных мыщц, увеличивается кровоснабжение участка, который подвергался вытяжению. Под действием вытяжения в межпозвоночных дисках создается отрицательное давление, что позволяет применять этот метод для лечения протрузий и грыж (выпыпяченное вещества диска под действием отрицательного давления всасывается внутрь).

Сочетанное воздействие силовых асан и баласаны также можно использовать для терапии искривлений позвоночника.

Когда?

Эта поза расслабления и отдыха. Эта асана восстанавливает, успокаивает ум, снимает усталость и помогает бороться со стрессом и спешкой. Асана «заземляет» — ведь в ней мы воздействуем на заднюю область тела, связанную с апаной.

Кому?

Те из вас, кто страдет болями в спине, наверняка знают, что эта поза облегчает боли в пояснице при радукулите и ишиалгии. Ни одна другая асана так не расслабляет область поясницы, как баласана.

Психосоматика.

Общее значение болей в пояснице и, в частности, появления грыж в поясничном отделе позвоночника связывают с чрезмерным грузом, который человек взвалил на себя или страхом не справиться с определенными трудностями и «тяжестями» жизни.

Ньюансы.

Мужчинам и тучным людям находиться в ней будет комфортнее, если развести колени шире таза, а под лоб положить опору (кубик или свернутое одеяло).

Маленькие дети часто спят в этой позе.

Есть две вариации позы: где руки расслаблено лежат вдоль тела и, вторая — уттхита баласана, где руки вытянуты вперед.

Cтадия ребенка у Ф.Ницше является стадией высшего духовного развития личности.

«О ребенке» в философии.

В речах Заратустры есть притча о превращении духа. Дух должен пройти 3 стадии: стадию верблюда, стадию льва и стадию ребенка.

Первая стадия — стадия верблюда. Эта стадия труда и выносливости. Это аскеза и следование дхарме (долгу). Наш дух учится выносливости и терпению, например, постигая сложные асаны:

Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжелому и самому трудному стремится сила его. Что есть тяжесть? — вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его. Что есть трудное? — так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силе своей. Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Ф.Ницше

Вторая стадия —  это стадия льва. Это стадия борьбы с навязанными извне «долженствованиями». Это стадия различения между тем, что я хочу делать, и тем должен ли я делать то, к чему меня обязывают общество, родственники, мораль и учитель по йоге? Ницше предостерегает, что лев лишь борется, но не способен создать новые ценности.

Великие учителя йоги, такие как Ш.Т.Кришнамачарья, Паттабхи Джойс останавливали многих учеников, не давая им новых асан для освоения, когда, зачастую, последним так хотелось продвигаться в практике, осваивая новые, сложные асаны.

Люди, достигшие стадии льва похожи на подростков, им кажется, что отрицая, они становятся свободнее. Часто это очередное заблуждение и уловка ума: не находя собственную правду, воспитанную на терпении и труде верблюда, а лишь отрицая чужую, они продолжают пребывать в иллюзорном мире.

… в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.

Создавать новые ценности — этого не может еще лев; но создать себе свободу для нового созидания — это может сила льва. Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом — для этого, братья мои, нужно стать львом.

Завоевать себе право для новых ценностей — это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.

Ф.Ницше

Третья стадия — стадия ребенка.

Заратустра спрашивает: что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев?

Ребенок способен взглянуть на мир и происходящее наивным взглядом, незашоренным чужими мнениями и собственным опытом. Игра ребенка позволяет ему создать новую реальность и увидеть вещи такими как они есть сейчас. Играя, ребенка можно сранить с человеком, пребывающим в самадхи. В самадхи «медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного Я. Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами, постигать смысл вещей и событий. В самадхи уже нет разделения на кто мыслит и о чем он мыслит: мыслящий, мышление и мыслимое сливаются. Вместе с этим приходит «мир, который превыше всякого ума», переживание блаженства и единения со всей вселенной.» (см.Ступени йоги)

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Ф.Ницше

От шудры к брахману: превращения духа в йоге.

Айенгар пишет о превращениях духа посредством практики йоги:

«Чтобы чему-то научиться, новичок должен трудиться в поте лица. Это качество шудры*. Обретя опыт, он начинает самовыражаться, преподавая йогу и зарабатывая этим на жизнь. Это установка торговца (вайшья). Затем он вступает в соревнование с коллегами — возможно, даже преподает с чувством гордости и превосходства. В этом раскрывается воинственный характер кшатрия (воина). На заключительной стадии ищущий глубоко проникает в суть йоги, чтобы извлечь из нее нектар духовной реализации. Когда человек начинает руководствоваться этим чувством, он практикует йогу на уровне брамина».

Б.К.С. Айенгар

На пути йоги практикующий пребывает сначала в положении шудры — работает и постигает ямы и ниямы, практикует асаны. Затем практикующий становится воином (кшатрием) — различает и внутренне борется с иллюзиями и привычками. Если практика выполняется с настойчивостью и преданностью, практикующий переходит на уровень брахмана — постигает суть учения йоги и достигает последних трех уровней восьмиричного пути йоги (самьяма).

_________________________________________________________________________________________________

* Касты в Индии, существующие кое-где по сей день: шудры (рабочие, слуги), кшатрии (воины) и брахманы (ученые, жрецы, священослужители).