Я начал заниматься йогой, исполненный почтения к тому, что делаю. Такое отношение позволяло изучать собственное тело и ум в те редкие мгновения, когда они сотрудничали друг с другом. Обычно каждый при этом тянул канат на себя.
Б.К.С.Айенгар
При классическом выполнении Вирабхадрасаны I очень хорошо включаются мышцы спины. В вариации, которая приведена в этой статье, акцент смещен на мышцы ног.
Многие критикуют: йога не должна «смещать акцент на мышцы». Мое мнение — тело человека прекрасно и удивительно. И состоит оно из мяса, связок, сухожилий и всего остального, что делает его телом, способным к йоге.
В 31:1 сутре Патанджали сказано: «Боль, угнетенность ума, дрожание тела и неритмичность дыхания есть сопутствующие признаки отвлеченного ума». То есть, человек неспособен к концентрации, медитации, самадхи и к «высшим» состояниям ума если в его теле есть:
- Боль
- «Daurmanasya» (угнетенность). Это слово можно также перевести как «дурной ум», депрессивность, плохие мысли, склочность)
- Дрожание тела
- Неритмичность дыхания.
Обычный человек приходит в группу по йоге с болью в теле. Еще чаще, многие практикующие испытывают дрожание тела, при длительном нахождении в асане или сбиваются с дыхания уже при выполнении Сурья Намаскар II. Ну и вообще, совсем часто, многие приходят в состоянии «daurmanasya». И я, часто. И это не связано с тем, хороший вы (или я) человек или нет. Признать, что внутри живет зависть или озлобленность от нелюбимости, плохого отношения или ребенок намотал ваши нервы на руку, и вы несправедливо сорвались, — это уже ого-го. Еще тяжелее вычеркнуть 30-40 лет жизни по определенным впитанным принципам и «просветлиться». Для этого, действительно, необходимо уйти от общества (как древние йоги и отшельники-ванапрастха). Разумное общество, ноосфера, говоря словами В.И.Вернадского, подчиняют сознание человека настолько, что иногда непонятно, кто же действительно делает выбор и мыслит — сам человек или окружающая его среда, с ее маркетингом, телевизионными посланиями, личными верованиями, которые на самом деле-то и не личные, а переданные нам родителями или теми, кого мы сделали «уважаемыми авторитетами» нашего ума.
Поэтому цель йоги — читта вритти ниродха, т.е. остановка колебаний ума. Высшее самадхи — это нирбиджа самадхи — самадхи без опоры на мысль, объект, память. Мирча Элиаде считал, что йогой достигается свобода. А если наше тело, к которому привязан наш ум, — слабое, дряхлое и дурнодумающее, разве оно может сделать ум свободным?
Короче, занимайтесь — и все прийдет!