Чувство Я или Эго на санскрите именуется как «ахамкара». Дословно, ахамкара переводиться как «делающая Я». Корень «ахам» образован из «а» и «ха» — первой и последней букв санскритского алфавита. Ахамкара как протяженность всех потенций, возможностей человека, раскрывающихся в зависимости от кармических, жизненных обстоятельств. Для существования ахамкары в человеческом теле необходимо здоровье и баланс семи тканей тела, называемых «дхату». Семь дхату это: раса, кровь, плоть, жир, кость, костный мозг и шукра(семя и иммунитет). Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, Ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое телесное чувство благополучия. То, насколько тело и ахамкара приспособлены друг к другу определяет силу сопротивления чужакам, «которые ставят под сомнение право на собственный организм».
Ахамкара обладает тремя качествами (гунами): саттвой (равновесие, свет), раджасом (действие, стремление) и тамасом (инерция, материя).
На уровне сознания саттва — это ясность ума, сострадательность и свет. Раджасичный ум полон стремления, нестабильности, агрессивности и желания действовать под влиянием вспышек эмоций. Тамасичный ум — это стабильность, лень, тупость, и даже, нежелание двигаться или думать.
Качество нашего сознания — это смесь трех гун, где саттва — это «я» как субъект, тамас — «я» как объект (материя) и раджас — это «я» как действие, которое соединяет субъект и объект.
Вишвамитра — один из семи великих риши.
До того как стать великим риши, Вишвамитра был царем-захватчиком и воином. Он был рожден кшатрием — воином, и в нем преобладало раджасичное сознание полное агрессивности и зависти.
Как-то увидев волшебную корову мудреца Васиштхи, с помощью которой можно было навсегда решить проблему голода, Вишвамитра захотел получить эту корову. Но Васиштха не даром был одним из семи мудрецов-риши и отдать эту корову человеку, полному желания потреблять и заполучать желаемое силой и хитростью, не захотел.
Вишвамитра удалился в лес, став отшельником, и стал вести жизнь аскета.
Для меня эта притча о том, что рождение не предопределяет жизнь. О том, что если в человека закладывают качества воина и поддерживают в нем жажду воевать и разрушать, это не всегда делает его разрушителем, завоевателем и завистником. Иногда, даже из низменных побуждений (например, таких, как желание Вишвамитры отобрать корову у Васиштхи, став сильнее посредством духовных практик и аскезы) сознание меняется в сторону саттвы — света, преображая всю жизнь человека.
Техника выполнения.
- Перед освоением приведенной вариации Вишвамитрасаны сидя, выполните несколько циклов комплекса приветствия солнцу (Сурья намаскар), включите в практику такие асаны как планка, пашчиматаннасана (наклон сидя), триконасана, дханурасана (поза лука), цикл воина (уткатасану (поза стула) или любую из поз воина (вирабхадрасану), позу затвора. Если любая из вышеприведенных поз не дается вам с легкостью — переходить к выполнению вишвамитрасаны преждевременно.
- Выполните позу треугольника (триконасану). Это поможет хорошо вытянуть область ног и спины и запомнить ощущение их вытянутости. Затем выполните скручивание, например, бхарадваджасану (см.фото справа).
- Сядьте скрестив ноги (сукхасана). Сделайте несколько циклов полного йоговского дыхания и несколько циклов брюшного дыхания.
- Положите голень правой ноги себе на предплечье (область руки от запястья до локтя), левой рукой возьмите себя за стопу и сделайте несколько покачивающих движений. Наблюдайте за движениями в тазобедренном суставе. Будьте внимательны к коленному суставу. Если в этом положении ваша спина округляется — не торопитесь переходить дальше.
- Передвиньте голень чуть выше локтя как можно ближе к плечевому суставу. Левой рукой возьмитесь за пальцы правой стопы. Плечем отталкивайте бедро назад — за спину. Старайтесь не зажимать правый бок, вытягивайтесь вслед за макушкой вверх.
- Постепенно левый локоть поднимайте вверх, стараясь завести руку за линии спины. Разворачивайте грудную клетку вперед и поднимайте все выше правую стопу и голень.
- Поднимите левую руку вверх не отпуская пальцев правой ноги и заведите левую руку за голову или прижмите левое плечо к виску, а взгляд разверните вверх. Не поднимайте плечи к ушам и избегайте чувства «вдавленности» в асану. Асана должна даваться легко и приводить к раскрытию тела.