В начале времен был золотой век, критаюга. Он длился 1 728 000 земных лет, и все это время Дхарма, бог долга и справедливости, прочно держался «на четырех ногах»: правдивости, почитании старших, сострадании к близким и приветливом обращении друг с другом. Люди вели праведный образ жизни, были здоровы и благополучны и не знали болезней, злобы, зависти, страха и ревности. Сила их мысли была так велика, что созидать они были способны лишь подумав об этом.
Вслед за этим наступила третаюга, продолжавшаяся 1 296 000 земных лет. Это время было менее счастливым, чем предыдущее, и у Дхармы остались «три ноги», а добродетелей стало на четверть меньше. И, хотя праведных людей было больше, стали возникать распри и ссоры…
Дхарма-долг продолжал терять устойчивость и в следующей двапараюге, которая длилась 864 000 земных лет, он остался на «двух ногах». И вот, наконец, последняя калиюга — время всеобщего распада, в котором мы живем. Дхарма едва держиться «на одной ноге», а слабые и порочные люди совсем утратили добродетель и достоинство. Они погрязли в ленности, лжи и злобе. Одна за другой следуют природные катастрофы, люди истребляют друго друга в жестоких войнах, а недостойные правители обманывают и угнетают подданных.
Я очень люблю асаны стоя. Всем тем, кто от природы застенчив, асаны стоя — лучший способ обрести независимость и уверенность в себе. Эту «внутреннюю стойкость» можно обрести конечно же не только в йоге, но и в других видах спорта. В гимнастике учат приземляться на обе стопы, точно, без корректировки баланса шагом в сторону. В борьбе — найди точку захвата, вложи силу в корпус и ноги и … действуй. И чтобы борец был силен, а сила удара пяток гимнаста о мат не отбросила его в сторону, нужны сильные мышцы стабилизаотры, гасящие удар и создающие силу. Сила эта рождается в области низа живота и таза и передается дальше в ноги и руки. Не только борцы и каратисты знают, что сила удара рождается в основании таза, но и певцы используют тазовую диафрагму (как и грудную) чтобы создать силу голоса (глубокий и чистый звук).
Таз связывает подвижные ноги и менее подвижный корпус, как бы распределяя и передавая по цепочке усилие и движение. Освоение асан стоя приносит устойчивость и терпение, которые нужны для продолжительного нахождения во многих других позах. И ключевое слово здесь — продолжительно. Если вы на 3 секунды вошли и вышли из позы, то, даже биомеханически, вы могли выполнить ее неправильно. Вместо мышц, которые должны были поддерживать определенную позу включились мышцы синергисты (помощники), а не основная мышца, а это значит, что антагонист (который в норме при сокращении агониста расслабляется, чтобы позволить совершить движение) мог не расслабиться и все движение получилось нескоординированным и травматичным. Ряд мышц нашего тела «не заточены» удерживать позу: кто-то из мышц делает быструю работу, кто-то точную, а кто-то продолжительную. Например, мышцами ягодиц вам бы не удалось вдеть нитку в иголку, а вот длительно поддерживать прямое положение тела — это пожалуйста. На длительную работу способны определенные мышцы и определенные мышечные волокна. Этот удивительный баланс и разделение обязанностей в нашем умном теле делает его грациозным и пластичным.
Когда-то, только начиная осваивать позу воина II, мне казалась она трудной. В какой-то момент регулярное выполнения вирабхадрасаны II позволило словить «правильности» этой позы:
в ней важно распределить вес тела на обе стопы, разместить вес корпуса точно по центру, выровняв крылья таза, и… хорошо «приклеиться» стопами к полу. Ну и еще важно перестать думать, что эта асана для вас трудна или недоступна. Собственно, вся эта легкость была придумана в принципе рычага, баланса сил и точки приложения силы.
Ноги — знак равновесия и движения вперед. Этот символизм можно заметить в изображениях на флагах острова Мэн и флага Сицилии. Ноги — это также символ связи с землей и предками. Я часто на своих занятиях йогой говорю фразу Лоуэна «заземляйтесь», как бы направляя внимание на жизнь в реальных ощущениях, а не иллюзиях, чистке чакр и мечтах о собственной эзотерической уникальности.
На изображениях Кали (Смашан Тары), щиколотки ее ног обвиты маленькими кобрами. Кобра является связью с предками. Когда вы практикуете, старайтесь делать это не для себя одного, а для кого-то еще, например, для своих умерших предков: так ваша благодарность будет чище — ведь вы не надеетесь получить от умерших что-то взамен за ваши старания, т.к. физически они отсутвуют в вашей жизни и оставили вам лишь свое ДНК ина память. В этой форме практики раскрывается йогическая вайрагья — отречение от плодов своей деятельности. Такая практика помогает взращивать благодарность без корысти.
Вторым секретом воина является выравнивание костей таза. Тут важна работа мышц стабилизаторов таза. Стабилизаторы таза — это внешние мышцы таза (ягодицы, брюшные мышцы, мышцы бедер). Их работу во втором воине можно почувствовать, если разместить колено строго над пяткой, а мышцы бедра согнутой в колене ноги ротировать (прокручивать) назад. При этом движении хорошо чувствуются ягодицы, в особенности наружная часть ягодицы согнутой ноги, мышцы живота и… мулабандха! И пока в вашем воине вы нагрузку держите лишь на одной ноге, заваливая крыло таза, продолжительно удерживать вирабхадрасану II вам не удастся.
Ашвины и ашвини мудра.
Таз связывает подвижные ноги и корпус. Кроме внешних мышц внутри таза полно внутренних (запирательные, лобково-копчиковая, поперечная мышца промежности и т.д). Когда вы готовитесь сильно чихнуть или покашлять, то неосознанно подтягиваете вверх мула-бандху (подтягиваете основание туловища вверх), готовясь к изменению внутрибрюшного давления. Так включаются внутренние мышцы таза. При выполнении маха бандхи — тройного замка четко ощущается тяж, связывающий область промежности, верх грудо-брюшной диафрагмы и нёбо.
В хатха-йоге тазовая диафрагма играет большую роль. При выполнении ряда асан, в особенности силовых и со скручиванием живота, важно правильно и своевременно выполнять корневой замок — мула-бандху. В одной из статей на сайте мы писали что-такое и где физиологически находится мула-бандха. Основная проблема заключается в том, что для того, чтобы правильно выполнять мула-бадху нужно ее ощущать, чтобы не напрягать лишние мышцы промежности, например, ягодичные мышцы, которые у многих и так могут находиться в постоянном тонусе.
Мышцы тазовой диафрагмы почти неосознаются нами в обычной жизни. Вы же не осознаете мышечный мешок называемый желудком? Но если желудок мы постоянно заставляем работать, то мышцы таза из-за долгого сидения не только не работают, но и мало питаются кровью. Отсюда многие проблемы мочеполовой сферы. В практике йоги мы учимся отделять внешние мышцы таза от внутренних. Большинству людей трудно выполнять мула-бандху без предварительного освоения ашвини мудры. Для того, чтобы развить чувствительность зоны промежности и таза существует такая техника как ашвини-мудра. Слово «ашвини» означает конь. Техника названа так по движению, которое совершает лошадь во время испражнения.
«Во время фазы выталкивания, конусообразная тазовая диафрагма двигается назад, а после того, как содержимое кишечника вышло наружу, мышцы тазового дна жетско сокращаются, создавая втягивающий эффект. Так очищается прямая кишка.
У человека все происходит аналогично. Это втягивающее движение внутрь, соврешаемое рефлекторно и есть ашвини-мудра».
Д.Коултер «Анатомия хатха-йоги»
Ашвини-мудра «запечатывает» промежность в моменты резкого или увеличенного внутрибрюшного давления. Ее рекомендуют выполнять (особенно в сочетани с сарвангасаной) тем, кто страдает от ректального пролапса или геммороя или опущения органов малого таза.
В ашвини мудре довольно сильно сокращаются тазовая диафрагма, анус и ягодичные мышцы, а мышцы мочеполового треугольника (связанные с половыми органами и мочеиспускательным каналом) не задействованы. Некоторые положения тела или позы упрощают выпонение ашвини-мудры. Если встать, широко расставив ноги и наклониться вперед на 20-30 градусов, можно обнаружить, что в этом положении сжать анус и тазовую диафрагму трудно или вовсе невозможно. Упрощает выполнение ашвини мудры любая поза, где бедра сведены вместе. Например лежа на спине со сведенными пятками или в собаке мордой вверх, для женщин — в позе крокодила. Если выполнить ашвини-мудру в сарвангасане (стойке на плечах), сведя при этом пятки вместе и развести пальцы ног в стороны, то выясниться, что сделать это просто, т.к. сила тяжести сама по себе способствует движению купола тазовой диафрагмы в направлении пола.
Техника выполнения ашвини-мудры:
- Встаньте прямо, сведите пятки вместе, а пальцы ног поставьте под прямым углом между стопами. Мягко прогнитесь назад. Колени не сгибайте.
- Мягко подтяните мышцы сзади и постарайтесь расслабить их спереди. Если излишне не напрягаться, можно отделить сокращение тазовой диафрагмы и ягодичных мышц от мышц пловых органов.
Мышцы таза и мышцы тазово-брюшной диафрагмы должны быть сильными, но не перетруженными. Если бы внешних и внутренних мышц не было, то при походке вас бы расшатывало, болтало, заваливало в стороны, при чихании внутренние органы получали бы импульс как от землятрясения, что приводило бы к их постоянному смещению и сдавливанию, а тазобедренные суставы разрушились бы очень быстро. Но, так не происходит благодаря умному строению нашего тела и помощи мышц таза.
Техника ашвини мудры мало связана с именем братьев Ашвинов, которые упоминаются в Ригведе более четырехсот раз.
Ашвины — знатоки времени, они рождены небом, их место в обоих мирах. Ашвины — спасители, помогающие в беде ; они приносят богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу; они защищают певцов. Ашвины — врачеватели, способные вернуть жизнь умершим, излечить слепых и хромых. Они спасают гибнущих в водной пучине дают Шунахшепе совет, как спастись от заклания, злых духов, болезней, скупцов и завистников. Ашвины связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им жертву, везут мёд на колеснице и т.д.) и божественным напитком сомой. Ашвинам приписывают создание аюрведического варенья «Чаванпраша авалеха», который они создали для мудреца Чьяваны, чтобы вернуть тому молодость. Чаванпраш содержит более сорока трав, а его основу составляет амалаки. Это варенье омолаживает организм, способствует строительству тканей, восстанавливает силы, подорванные усталостью, старостью и болезнью. Чаванпраш используется при анемии, подагре, сердечной слабости, запорах, слабости костей, половом бессилии, мочеполовых болезнях и слабости шукры.
Шукра — одна из семи дхату (телесных тканей), которая поддерживает Ахамкару. Ахамкара как протяженность всех потенций, возможностей человека, раскрывающихся в зависимости от кармических, жизненных обстоятельств. Для существования ахамкары в человеческом теле необходимо здоровье и баланс семи тканей тела, называемых в аюрведе «дхату». Семь дхату это: раса, кровь, плоть, жир, кость, костный мозг и шукра (семя и оджас (иммунитет). Пока дхату здоровы и хорошо сформированы, а отходы минимальны и быстро выводятся, Ахамкара испытывает максимальное удовлетворение от своего воплощения, а индивидуум — глубокое телесное чувство благополучия. То, насколько тело и ахамкара приспособлены друг к другу определяет силу сопротивления чужакам, «которые ставят под сомнение право на собственный организм», право на собственное существование.
Интересно, что тазовая диафрагма, связана с эмоцией любви и права существовать — Быть. Дети, которые были отвергнуты эмоционально своими матерями и не получили в раннем детстве материнской любви, склонны к депрессиям* и слабому иммунитету. Как если бы весь их организм не верил в право собственного существования. Новорожденные неспосбны выжить без матери и ее заботы. Мать воплощает для ребенка весь мир на ранних этапах развития и понятие о мире у ребенка складывается из эмоционального принятие этим миром, т.е. — мамой. Говоря языком аюрведы, ахамкара детей, выросших без материнской любви слабо привязана к жизни и телу. Они как семечко, которое таинственным образом выросло в чахлое растение, когда никто не поливал, не защищал и не любил. При хорошей карме такие дети находят того, кто восполнит недополученную любовь, но остаются сильно зависимыми и одинокими внутри, так и не верящими в то, что они достойны того, чтобы кто-то любил их.
Сшить вместе.
Я так ослаб и полинял,
я столь стремглав душой нищаю,
что Божий храм внутри меня
уже со страхом посещаю.
И.Губерман
Чтобы почувствовать согласованную работу мышц ног и таза возьмите кубик и зажмите его между коленей (см.фото справа). Слегка налоните корпус вперед. На выдохе сжимайте кубик и наблюдайте за ощущениями в центре таза, в крестце, лобковой кости и бедрах. Затем проверните таз немного назад (поясница станет более плоской, а ягодицы более сжатыми) и снова легко сожмите кубик как будто подтягивая его внутренними мышцами ног вверх. Старайтесь словить это движение, когда внутренние части бедер подтягиваются вверх и включаются мышцы тазового дна. Ребра стоп (внутренние и внешние) сохраняйте равномерно прижатыми, а пальцы ног — расслабленными. На вдохе расслабляйте область промежности, поясницу и ноги.
Затем поставьте ноги вместе, возьмите ремень и обвяжите свои бедра чуть выше коленей.
- Попробуйте чуть раздвинуть ногами ремень и вы почувствуете, как в работу включились ягодицы, бедра и связочный аппарат таза.
- Войдите в позу стула, а ногами продолжайте раздвигать ремень в стороны, как бы натягивая его.
- Сохраняйте небольшой прогиб в пояснице. Подтягивайте мула бандху.
- Поставьте руку на поясницу и сместите центр вашего внимания на эту часть тела. Продолжайте раздвигать ногами ремень на выдохе — вы почувствуете, как расширяется зона поясницы и крестца, как двигаются седалищные кости таза.
- Лягте на живот и «повиляйте хвостом» — подвигайте из стороны в сторону тазом, чтобы снять лишнее напряжение.
_________________________________________________________________
* Люди, страдающие депрессивным расстройством часто плохо заботятся о себе, своем здоровье и внешности. Триаду депрессии можно охарактеризовать тремя установками депрессивного человека: «я плох, мир плох, никто не поможет».