«Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?» — это загадка Сфинкса, который согласно древнегреческой легенде, поработил город Фивы.
Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные лапы и громадные крылья. Оно было послано в Фивы, чтобы отмстить горожанам за прошлые пригрешения. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку, данную ей музами и, пожирала каждого, кто давал неправильный ответ. Некоторые фиванцы пробовали найти ответ на загадку, но ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье.
Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» – сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если ты такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» – спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка проста. Это – человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».
Чтобы к старости не ходить на трех ногах, а пользоваться данными вам Богом двумя, выполняйте пашчимоттанасану — наклон к прямым ногам сидя. Эта асана отлично вытягивает спину и заднюю поверхность ног, снимает нагрузку со спины (при правильном выполнении), позволяет поддерживать естественные изгибы позвоночника и их аммортизирующие свойства. Переводится она как «вытяжение задней поверхности тела» или «вытяжение запада». «Пашима» означает запад, по отношению к телу это обозначает спину.
Культурные отличия.
Психотерапевт А.Лоуэн задавался вопросом, почему у нас, на Западе, проблемы со спиной встречаются чаще, чем на Востоке. Он пишет:
Суть не в людях, — и те, и другие ходят прямо, и набор органов у них одинаковый. Суть в том, что в тех культурах, где нет проблем с болями в пояснице, нет и таких стрессов — стрессов такого рода и такой интенсивности — как у нас на Западе.
А.Лоуэн «Биоэнергетический анализ»
Наши «западные» стрессы связны с карьерой, положением в обществе, стыдом: «что люди подумают». Эти стрессы заставляют отодвинуть на второй план естественные чувства и побуждения тела.
Нижняя часть спины, считает А.Лоуэн, — это место, где встречаются две противоположные силы и создают напряжение. Первая — это сила тяжести, включая не только физические тяжести, но также тяжести давления социума: требования властей, обязанности, чувство вины, долги.
Вторая сила действует снизу вверх через ноги, поддерживая человека в вертикальном положении в его противостоянии требованиям и нагрузкам, возложнным на него. Эти две силы, встречаются в пояснично-крестцовой области.
Где тонко.
Почему же человеческое существо недостаточно совершено в своем физическом строении? Каждое свое творение природа оттачивала, улучшала и эволюционировала тысячелетиями. Львы не умирают от инфарктов, у жирафов нет остеохондроза, у комаров нет аллергий на четвертую группу крови, а осьминогам не знаком инсульт. Почему же человек так несовершенен в своем прямохождении и «разумности»: большая нагрузка на спину, на сердце, опущение органов, долгое беззащитное детство, аппендициты, аутоиммунные болячки, деменции в старости… Ответ, наверное, где-то в компромиссном решении между идеальным и неидеальным. Чтобы поднять глаза и освободить руки для свободы действий обезьяне пришлось подняться на задние лапы. Это сделало уязвимым живот, но теперь голова стала решать, как защитить то, что уязвимо. Чтобы перейти на новый уровень развития, надо быть крепким и целеустремленным. Но крепкость в своей крайности — это негибкость, а чрезмерная целеустремленность может обернуться глухотой к другим сторонам жизни. Не всегда цель оправдывает средства. Например, вот как описывает А.Лоуэн случай радикулита у молодого мужчины. После долгих ссор со своей девушкой, он принимает решение переехать с ней в отдельную квартиру. И попадает в больницу с радикулитом после того как поднял книгу с пола. Он не хотел переезжать, но чувствовал, что должен. Парень говорил себе: «Я должен», а тело его противилось: «Я не хочу».
Чувства сильнее, чем тело. Ум сильнее, чем чувства. Различающий интеллект (буддхи) сильнее, чем ум. Атман стоит выше интеллекта.
гл.3 Бхагаватгита
Куда ноги несут.
Нагрузка на спину возрастает, когда человека «не держат ноги». Когда он делает что-то вопреки сильному желанию не делать. Про ноги сразу вспоминается выражение — «ноги туда идти не хотят». Вот вам и стресс — тело не хочет, а ум диктует, что нужно и должно. В йоге есть очень важный аспект работы над духом и силой воли (тапас). Ведь ум на занятии тоже диктует телу что, мол, должно держать сейчас асану. Так почему же после йоги спина не болит, а радикулит не тревожит? Потому что посредником в этом процесе выступает дыхание. В Хатха Йоге Прадипике о дыхании сказано:
Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания. Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности сознания. Оба идут рука об руку.
Поэтому развивайте стабильное, спокойное дыхание; тем самым контролируется сознание и удлиняется жизнь йогина.(ХЙП II, 2)
Ум — властелин чувств, властелин ума — дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и сосредоточенность зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.
(ХЙП IV, 29)
Дыхание — связующее звено, которое позволяет телу и разуму не разъединяться:
Всюду, куда бы ни двигался ум, дыхание следует за ним». Когда ум взволнован, дыхание также становится взволнованным. Когда ум спокоен, дыхание также спокойно.
Тхируваллувар (тамильский поэт)
Метафору связи ума, желаний и тела можно встретить и в Бхагаватгите. Колесницей — нашим телом, управляет ум — возничий (логика). В руках у возничего поводья: воля и сила намерения. Лошади — желания и чувства должны подчиняться возничему, чтобы достигнуть цели.
Но йог, который дисциплинировал ум и контролирует чувства, может обитать среди чувственных объектов, свободный от привязанности и отвращения, глубоко погружённый в спокойствие. /…/
Подобно кораблю, который беспомощно мечется среди штормовых волн, ум субъекта, скитающийся среди чувств, теряет способность различать (вивека).
гл.2 Бхагаватгита.
Раз дыхание — господин ума, то оно и позволяет оставаться осознанным и расслабленным — т. е. не множить сущее без необходимости — не создавать стресс. Умению не создавать напряжение можно научиться выполняя асану. Если в позе кобры для удержания тела нужны лишь мышцы спины, зачем же напрягать лицо или другие части тела, если они все равно не поднимут ваш корпус?
Направление внимания на ощущения и стремление больше понимать свое тело и принципы его работы помогают не только практиковать осознанность, но и выполнять асану так, чтобы не множить напряжение.
Иногда на занятиях я даю задание удерживать стоя одну прямую поднятую ногу. Часто в этой позе люди отклоняются назад. Так они перераспределяют нагрузку: смещают ее с мощной мышцы бедра на маленькие мышцы поясницы. Это перегружает мышцы поясницы и еще больше поддерживает уже существующее напряжение.
Гуляя по королевкому дворцу в Бангкоке, я удивлялась силе воли и выдержке местных гвардейцев — вытянутые и неподвижные часами, казалось, они вобще не устают стоять. Древним защитникам дворцов было легче, чем нынешним — у них была «третяя нога» — палица-посох, на которую они могли перераспределить часть нагрузки во время долгого стояния (см.фото справа). Но, даже двух ног достаточно, чтобы противодействовать стрессу.
Основной борец со стрессом, связанным с неустойчивостью, нестабильностью, «подножками» жизни — это колени:
Природа устроила так, что ноги наши вполне способны противостоять воздействию стресса. Не бороться с ним, а взаимодействовать, смягчать его удар. Эту функцию выполняют колени. Именно они придают телу гибкость. Колени вообще выступают как бы «стрессоадсорбентом» для нашего организма. Если давление извне слишком велико, то колени подогнутся, когда оно становится невыносимым — человек упадет.
Если у человека есть страх падения, то колени теряют эту функцию. Человек будет стоять с сомкнутыми коленями, чтобы устоять под давлением, и будет напрягать мышцы ног, превращая их в жесткие опоры. Человек, несвобдный от страха падения, боится гибкости, потому что для него спосбот гнуться подразумевает провал, неупех, поражение.
Если ноги человка ненапряженные и гибкие, то давление извне передается в них и разряжается в землю.
А.Лоуэн
За и против.
В трактате «Шива Самхита» пашчимоттанасану можно встретить под названием уграсана. «Угра» означает грозный. Также иногда ее называют «брахмачариасана», т.е. асана для тех, кто практикует воздержание, т.к поддерживает уравновешенное отношение к сексу.
Нельзя выполнять пашчимоттанасану при грыжах в период обострения, смещении позвонков, беременности.
Положительных эффектов у пашчиматанасаны масса. Она омолаживает позвоночник, нормализует кровяное давление, предотвращает образование грыж, хорошо массирует органы брюшной полости, полезна при заболевании почек, при ослабленной деятельности печени. Она стимулирует кровообращение в тазовой области. В хатха-йога прадипике ее эффект описывается следующим образом:
Пашчимоттанасана из всех асан занимает первое место. Жизненная сила течет по сложной системе каналов-нади, при действии этой асаны в желудке возникает жар и он освобождается от всех болезней.
ХЙП. 1.29
Гита Айенгар также утверждает, что в этой асане отдыхает сердце (испытывает меньше нагрузки), мышление становится более ясным, а память крепнет.
Пашчимоттанасана отлично успокаивает. Проверено. Если вы взбудоражены, беспокойны, возбуждены, испытываете гнев — попробуйте расслабиться в пашчимоттанасане на 5-7 минут. Она поистине имеет магическое воздействие на психику.
Один из небольших секретов, которые я даю во время выполнения пашчимоттанасаны — это просьба почувствовать вытяжение по задней поверхности шеи и верха спины. Также важно положение рук, которое не препятствует полному движению диафрагмы и дыханию.
На мой взгляд пашчимотаннасана очень символично носит свое название как «вытяжение западного» — ведь цель позы кроме физического эффекта, сделать гибче западный ум, западный стиль мышления.